Содержание (кликните, чтобы открыть)
Как написать объективно о своем классе? Не всякий опытный педагог сможет быстро составить такой документ. Помогут быстро сориентироваться образцы готовых характеристик, которые уже не раз использовались в педагогической деятельности педагогами со всей страны. Мы лишь систематизировали материал по ФГОС и предлагаем им воспользоваться. В целом, характеристика класса начальной школы, допустим, 2 класса от классного руководителя и педагогическая характеристика классного коллектива основной, предположим, характеристика класса 7 года обучения, мало чем отличаются по структуре друг от друга.
Образец составления психолого-педагогической характеристики коллектива 4 класса
Характеристика на 4 класс
Состав класса
В классе обучается всего 17 человек, из них в классе 8 мальчиков и 9 девочек. Практически все дети 2007 года рождения. Все ребята обучаются с 1–го класса, за исключением небольших изменений. Имеющаяся характеристика классного коллектива 2 класса положительная. Характеристика 4 класса — в том же ключе. Класс идет ровно.
За лето выбыло два ученика: Сергеев Михаил и Михайлов Эдвард. Также в класс поступили четверо новых учащихся: Вергунов Святослав, Иванова Александра, Глазунов Дмитрий, Степанова Олеся. За все четыре года классный руководитель не менялся. Что касается взаимоотношений, которые царят в классе, то характеристика группы может звучать так: отношения построены на взаимопонимании и уважении друг к другу.
Некоторые ребята из класса проживают в неполных семьях, имеются и дети из многодетной семьи. Классный руководитель постоянно проводит беседы с учителями-предметниками, на основании чего был сделан вывод, что все учащиеся школы находятся в нормальных отношениях с другими учителями. Общая картина класса показывает, что ребята воспитываются в семьях, где уделяется достаточно внимания родителями своим детям. Из всего коллектива нет таких детей, которые могут быть склонны к правонарушениям. Успеваемость класса, в среднем, на достаточном уровне.
Структура класса
Старостой класса был выбран Петруновский Захар. Мальчик отлично справляется с поставленными задачами, умеет поддержать коллектив и дисциплину в классе, среди ребят пользуется авторитетом. Главное поручение, которое он должен выполнять – следить за посещаемостью и успеваемостью всех ребят обучающихся с ним в одном классе. Также, Захар активно оказывает помощь классному руководителю – организовывает дежурства в кабинете. Отдельно существует в классе учебный сектор, в который входят ребята, осуществляющие контроль над успеваемостью, и которые способствуют своевременному исправлению плохих отметок.
Весь стиль общения в классе выстроен таким образом, что присутствует спокойный, и даже, в какой-то степени, партнерский настрой.
Все ребята находятся в дружеских отношениях друг с другом, и между ними нет никакого разделения на лучших и худших. В классе обучается Смирнов Сережа, который по характеру очень скрытный, и тихий, но ребята с помощью классного руководителя смогли найти и к нему индивидуальный подход.
Из всего коллектива в классе выделяются и «звезды» – это Семенова Мирослава и Духонович Владимир, которые сами по себе веселые и харизматичные, но в тоже время, учащиеся не позволяют себе нарушать дисциплину на уроках. В классе ребят все очень любят. К «звездам» можно отнести Богодухова Егора, он также веселый мальчик, но в успеваемости у него имеются проблемы, что вызывает периодически агрессию его одноклассников.
В коллективе имеются свои аутсайдеры – это Максимова Лиля и Старков Даниил. На все шутки своих одноклассников ребята реагируют агрессивными выпадами, что только вызывает смех среди других детей. Новенькие ученики, которые прибыли в класс, показывают себя как дисциплинированные и спокойные. Все учащиеся нормально их приняли в коллективе и подружились.
Что касается групповой дружбы, то она выражена слабо. Большинство учащихся в основном дружат со своими соседями по парте, за пределами уроков, ученики не делятся на группы, а общаются вместе. Отношения между всеми членами коллектива складываются при непосредственном контакте, взаимодействии и общении. Преимуществом коллектива является то, что каждый сможет прийти на помощь в самый необходимый момент.
Ребята прекрасно понимают модель взаимоотношений учитель–ученик. Со всеми предметниками складываются хорошие отношения, которые больше можно назвать доброжелательно–деловыми. Мальчики больше взаимодействуют друг с другом, но дружат и с девчонками.
Руководство и лидерство
По итогам проведения социометрии были выделены следующие лидеры: староста класса – Петруновский Захар, Семенова Мирослава и Духонович Владимир. Каждый из этих ребят влияет на класс по–своему. Захар воспринимается всеми ребятами, как ответственный и дисциплинированный ученик, к которому можно обратиться за помощью не только в решении конфликтов, но и по успеваемости. Мирослава и Вова, заслужили свое лидерство с помощью своей активной жизненной позиции. Оба ученика активно занимаются спортом, при этом каждый из них имеет свои достижения и медали, именно это играет важную роль в легкости общения с другими сверстниками и учителями. Они представляют собой, своего рода, «батарейки» класса.
find_in_page Статьи по теме
(кликните, чтобы открыть)
Руководство в классе на протяжении четырех лет осуществляет спокойная и доброжелательная женщина, которая направляет все свои силы на выработку дружественной атмосферы в коллективе. При помощи специальных мероприятий и бесед, ученики класса осознают все жизненные ценности и не позволяют себе оскорбить или обидеть таких же, как и они ребят. Также классная руководительница строго ведет контроль и учет успеваемости и посещаемости своего класса, активно сотрудничает с каждым родителем, обучающегося в классе, ребенка.
Каждое мероприятие классным руководителем составляется таким образом, чтобы были учтены интересы каждого ученика, для этого распределяются роли между ребятами, с учетом их индивидуальных качеств. Коллектив класса любит классного руководителя, стараются во всем ей помогать и не огорчать, об этом говорят и результаты анкетирования, которые были проведены психологом школы. На вопрос хотели бы ребята видеть другого классного руководителя, все ответили отрицательно.
Что касается стиля общения с детьми в классе, то классный руководитель придерживается демократии. Это позволяет направить свою работу на развитие активности каждого ребенка, также можно привлечь всех учеников коллектива к решению разных задач, которые поставлены перед классом. В данном случае, основной упор делается на коллектив класса, что способствует сплочению, каждый ребенок боится подвести остальных. В классе нет учеников, которые могли бы пойти на конфликт с учителями.
Особенности развития класса, как отдельной группы
Из наблюдений за учащимися можно сделать следующие выводы: группа не выделяется особой активностью, так как в равном количестве в классе присутствуют те, которые полны энергии, а есть такие, которые предпочитают вести пассивный образ жизни. Исходя из этого – класс средней активности. В группе пользуются авторитетом коллективисты, которые привыкли все делать для коллектива. Учитывая возраст каждого ребенка можно отметить, что их интересы быстро меняются, поэтому иногда проявляется несправедливое отношения к некоторым участникам группы.
Иногда можно проследить, что сильные ученики могут подшучивать над слабыми, что вызывает у последних агрессию. Но на уроках, коллектив проявляет себя, как единый работающий механизм. Во время совместной работы ребята стараются помочь друг другу. Что касается новеньких, то они были приняты всеми учениками должным образом. Уровень сплоченности был проверен с помощью известной методики под названием «Лесенка», это помогло сделать выводы о коллективе, как о дружном. Несмотря на то, что иногда у ребят возникают спорные вопросы, их легко можно разрешить, это помогает каждому чувствовать себя неотъемлемой частью одного целого.
Дети, обучающиеся в этом классе, связывают свой успех с совместной деятельностью, они положительно относятся к учебе, стремятся уйти от механического заучивания к осмысленному запоминанию, обладают своим собственным стилем поведения.
У класса уже имеются свои собственные традиции, такие как: поздравления именинников, мальчиков и девочек с тематическими праздниками. Далеко не все ребята способны использовать по отношению к себе самокритичность, но большинство из них умеют оценить свою работу, проведя самоанализ. Практически все, могут анализировать работу своих товарищей.
Все ребята класса переживают удачи и неудачи коллектива и болеют за него. Во время открытых мероприятий, все стараются держаться вместе. После уроков многие из детей посещают кружки не только в школе, но и за ее пределами. Все свои навыки и знания, каждый ученик использует в работе на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях.
Психолого-педагогические выводы
Проведя анализ полученных результатов, после некоторых методик, наблюдений и бесед с коллективом и учителями–предметниками, а также с классным руководителем, можно сделать следующие выводы.
Класс можно считать достаточно способным, со сплоченным коллективом, который подготовлен к учебе и готов решать, все проблемы, которые возникают на пути к достижению целей. При посещении уроков можно отметить, что все дети в классе достаточно активны, дисциплинированы, внимательны, с уважением относятся к взрослым. Коллектив дружный, ребята не позволяют себе открыто конфликтовать, а наоборот, готовы прийти на взаимовыручку.
К общей характеристике можно отнести и отличительные черты класса, такие как общительность, умение находить общий язык с незнакомыми людьми. Каждый ребенок имеет свое мнение и не боится его открыто высказывать. Ученики с большим удовольствием участвует во внеклассных мероприятиях. Классный руководитель справляется со своими обязанностями на высоком уровне, тщательно следит за учебным процессом и успеваемостью своих подопечных, отслеживает внешкольную жизнь и постоянно поддерживает контакт с родителями.
В перспективе рекомендуется больше проводить открытых мероприятий, которые будут направлены на духовно – нравственное воспитание, что позволит сформировать особую систему ценностей. В целом, все необходимое для класса, классный руководитель уже внедряет в своей работе.
Метод для исследования коллектива №1
Метод исследования. Анкета для учащихся
Фамилия, имя ____________________________________________ Класс __________ Возраст ________________
- Интересно ли тебе на уроках?
______________________________________________________________
- Помогает ли тебе учитель, если ты что-то не понял?
______________________________________________________________
- Обращаешься ли ты к учителю, если тебе что-то не понятно?
______________________________________________________________
- Стараешься ли ты вести себя так, чтобы получить одобрение учителя?
______________________________________________________________
- Водит ли вас учитель в театр, на экскурсии? _______________________________________________________________
- Разъясняет ли учитель, как готовить домашние задания?
_______________________________________________________________
- Помогает ли тебе учитель разобраться в ссоре с одноклассниками? _______________________________________________________________
- Хотел(а) бы ты другого учителя? _______________________________________________________________
- Подчеркни те слова, которые по твоему мнению подходят к твоему учителю:
- чуткая – равнодушная;
- заботливая – невнимательная;
- строгая – мягкая;
- добрая – злая;
- справедливая – нечестная.
- Нравится ли тебе в твоем классе? _______________________________________________________________
С помощью заполнения таких анкет можно выяснить насколько ребята позитивно относятся друг к другу и к классному руководителю. В анкетировании принимали участие все участники коллектива 4 класса, и по результатам можно отметить, что все имеют высокую степень позитивного отношения, как к сверстникам, так и к учителю. Анкеты могут заполняться анонимно, все зависит от того, какая обстановка в классе преобладает, также на анонимность может влиять то, какие именно цели преследует психолог. Актуально проводить анкетирование в начальном и среднем звене, учитывая возрастные особенности учеников.
Обработка данных.
Ответ «да», кроме 8 вопроса оцениваются в 1 балл, это значит, что ответы «нет» по тем же вопросам должны оцениваться, как 0 баллов. Вопрос 8 с ответом «нет» оценивается в 1 балл, «да» в 0 баллов. До вопроса под №9 подсчитывается сумма полученных результатов, если дети выбрали в задании, где необходимо осуществить подбор антонимов «мягкая», то ставиться 1 балл.
По максимальному количеству баллов можно говорить о позитивном отношении ребят друг к другу и к учителю. Если получилось минимальное количество, то, скорее всего в отношениях присутствует негатив.
Метод исследования коллектива №2
Тест Тетерского (Дерево с человечками)
Данное тестирование поможет определить эмоциональное состояние каждого ученика и осознать его статус в коллективе.
Каждый человечек, которого можно увидеть на дереве, имеет свое собственное настроение, также они занимают разное положение и выполняют абсолютно разные действия. Главная задача учеников, разыскать того человечка, который больше всего похож на него и выбрать его.
Результаты тестирования:
Если ребенок выбрал позицию 1,3,6,7, то это означает, что этот человек целеустремленный, и не боится преград на своем пути. Те, кто выбрал 2,11,12,18,19, характеризуются, как общительные ребята, которые без проблем смогут прийти на помощь в любой момент. Остановив свой выбор на номере 4, человек характеризуется как имеющий определенную жизненную позицию, он желает добиться успеха, но при этом не готов столкнуться с трудностями.
Пятый номер, означает, что человек устал, слаб и у него иссякает запас жизненных сил.
Человечек под №9, обозначает, что перед вами веселый и любящий развлечения ребенок. Те, кто посчитал, что им импонирует № 13 или 21, сами по себе замкнутые, и имеют внутренние тревоги, такие люди могут избегать общения с другими. Под №8 находятся самые настоящие мыслители, которые обожают уходить в себя.
Выбрав № 10 и 15, человек характеризует себя, как нормально адаптированного к жизни, он всегда находится в комфортном состоянии. В эмоциональной пропасти находятся те, кто остановил свой выбор на №14, у таких людей чаще всего может возникать внутренний кризис.
Под №20 находятся люди с завышенной оценкой личности. В своем лидерстве, этот человек стремится к тому, чтобы ему все подчинялись. Под №16 скрывается человек, который чувствует усталость, от того, что надо кого–то поддерживать, а под №17 наоборот, находиться человек, который окружен вниманием со стороны. По результатам теста Тетерского, проведенного в 4 классе, нет детей, которые могли бы себя чувствовать отверженными в коллективе.
Исследовательский метод 4 класса №2
Диагностика «Краски»
Для проведения тестирования, учащиеся должны принести цветные карандаши и листы бумаги. На каждом листе, следует нарисовать 10 кружков, в каждый из них вписать предметы, которые имеют хоть какое–то отношение к школе. Например, можно писать слова: школьник, ученик, ручка, учебник и так далее. Главная задача раскрасить кружки в тот цвет, который ассоциируется с выбранным предметом. В случае, если ученик раскрашивает кружки в темные цвета, то это указывает, что у него вызывает негативные эмоции тот предмет, который записан.
Цветовая расшифровка следующая:
Красный – эмоциональное состояние, связанное с восторгом, работоспособностью, творчеством.
Синий – предмет вызывает грусть и печаль.
Оранжевый – указывает на радость.
Желтый, зеленый – уравновешенность и спокойствие.
Фиолетовый – предмет вызывает тревогу.
Черный – указывает на то, что присутствует состояние неудовлетворенности.
В 4 классе, где проводилась диагностика, все выбрали яркие цвета, что указывает на позитивный настрой к учебе всех детей класса.
Исследовательский метод №3
Методика определения сплоченности класса «Лесенка»
Цель: Выявить уровень сплоченности коллектива.
Психолог предложила ребятам поставить класс на определенную ступеньку:
«Песчаная россыпь» – означает, что каждый ребенок из класса беспокоиться сам за себя.
«Мягкая глина» – объединение происходит только тогда, когда того требует учитель.
«Мерцающий маяк» – все дети в классах объединяются в свои микро группы по интересам, и что происходит за их границей никого не интересует.
«Алый парус» – указывает на то, что класс представляет собой одну команду, которая села на один корабль.
«Горящий факел» – указывает на то, что ребята готовы достигать целей вместе не только в своем классе, но и за его пределами.
Анализируя опыт, использовалось мнение ребят. Детям было предложено написать, какие мероприятия в классе им помогают достичь большей дружбы между собой. На первое место все выдвинули коллективные формы работы, в основном она касалась проектной деятельности, подготовка праздников и мероприятия с родителями.
Результат такой работы, указывает на то, что коллектив действительно дружный, несмотря на мелкие разногласия, которые возникают в любом обществе, но они легко решаются. Каждый, кто является участником данного коллектива, чувствует себя значимым. Учитывая то, что ребятам придется еще долго учится в одном классе, можно говорить о том, что обучение будет проходить легко и приятно, как для учителей, так и для родителей.
Пример краткой характеристики класса
Пример
Психолого педагогическая характеристика 6 класса
На первое сентября 2018–2019 учебного года, в классе на обучении находится 21 ученик, из них 11 мальчиков и 10 девочек. Все дети, в основном, 2006 года рождения, но есть и 2004, 2005, 2007 годов. В коллективе есть дети, которые воспитываются в неполных семьях (Кириллов Вадим, Сидоров Матвей, Деркач Татьяна, Цукербах Илья). Все остальные ребята воспитываются в полных семьях, из них Маркевич Елизавета и Шведлях Дарья воспитываются в многодетных семьях.
Характеристика классного коллектива 6 раз писалась за все время учебы. Из их анализа видно, что дети поступательно развиваются. Педагогическая характеристика 2 класса несколько выбивается из общего позитивного фона, поскольку тогда в класс пришли несколько детей с девиантным поведением. Это повлияло на общую успеваемость всего коллектива. Но детей этих скоро забрали в школу 8 вида и педагогическая характеристика 3 класса показывает, что без озорников дети стали учиться лучше. В 7 класс дети войдут сплоченным коллективом, а 8 класс может из-за возрастных особенностей детей разбить класс на отдельные группы.
Важное значение для организации учебной и воспитательной деятельности имеет общее состояние здоровья класса. Имеются ребята, которые страдают хроническими заболеваниями и относятся к подготовительной группе. Также в классе есть дети, которые имеют проблемы по зрению – это Снегурова Виктория, Вилова Виолетта и Коломойцев Андрей. Часто из–за плохого состояния здоровья уроки пропускает Байдин Михаил. Со стороны родителей каждого ученика уделяется достаточное внимание здоровью своего ребенка, они понимают важность этого вопроса.
Все ученики активно принимают участие в учебе. У многих из них уже сформировалась стойкая учебная позиция и мотивация, которая помогает им достигать высот в учебной деятельности и быть всегда активными на уроках. Все дети с большим интересом обучаются, получают хорошие отметки, стремятся повысить свой уровень знаний. По итогам прошлого учебного года можно говорить, что успеваемость в классе находиться на 100% уровне.
В 2017–2018 году на конец года в классе было 3 отличника: Снегурова Виктория, Маркевич Елизавета и Иванов Алексей. Эти дети получили похвальные листы за отличную учебу. В классе также есть и 10 хорошистов, все остальные закончили год на удовлетворительном уровне.
Все родители заботятся о своих детях на достаточном уровне. Особое внимание на собраниях уделяется вопросу успеваемости, занятости детей не только в школьное время, но и после уроков. В классе есть ребенок с неустойчивым вниманием – Щербаков Руслан. Из–за этого у ребенка наблюдается снижение работоспособности, познавательной активности, а также у него не сформированы навыки самостоятельной организации собственных действий. Чтобы помочь ребенку, было принято на педагогическом совете, организовать дополнительные занятия после школы.
Психологическая характеристика коллектива такова: большинство детей класса имеют расширенный кругозор и повышенную любознательность, к таким детям относятся: Снегурова Виктория, Вилова Виолетта, Цукербах Илья, Петрушенко Станислава. Эти дети пользуются авторитетом среди других одноклассников, могут спокойно высказывать свое мнение. Все остальные ребята в классе прислушиваются к их мнению, стараются получить одобрение в их глазах.
В прошлом учебном году, ребята активно принимали участие в олимпиадах по разным предметам и показали высокие результаты. В олимпиаде «Русский медвежонок» приняли участие 3 человека, в олимпиаде по русскому языку – 9, а в математике попробовали свои силы – 7 учеников. Среди всех учебных предметов, ребята больше выделяют для себя физкультуру, рисование, математику и пение. Пониженный интерес к русскому языку и литературному чтению.
Большая часть родителей, поддерживает учителей, имеет позитивный настрой к школе. Это проявляется в их отношении к учебе ребят, их контролю. Каждый родитель без всяких проблем отзывается на просьбы о помощи, принимают участие в ремонте класса школы, подготавливают праздники, помогают классному руководителю в организации открытых мероприятий. Взрослые, стараются мотивировать детей на хорошую учебу, всячески способствуют их личностному росту и развитию как умственных, так и физических качеств.
Дисциплина в классе на достаточном уровне. Эмоциональный фон устойчивый, ровный и спокойный. К 6 году обучения количество конфликтов значительно уменьшилось, дети научились уступать друг-другу, и готовы прийти на помощь в любой ситуации своим одноклассникам. Основная проблема остается в неумении анализировать свои поступки. Бывает ребятам трудно оценить свои возможности, из–за чего возникает повышенная требовательность к другим.
Практически все дети из класса занимаются в кружках и секциях после школы. С большим удовольствием все принимают участие в общешкольных мероприятиях, ставятся сценки и литературные инсценировки, проводятся соревнования, экскурсии и походы. В классе каждый ребенок задействован в каком–то поручении, которое и старается обязательно выполнить. Высший орган самоуправления – классный совет, на котором ученики планируют и обсуждают дальнейшую направленность в своей работе. Такая организация позволяет каждому из детей почувствовать себя важным звеном в одной цепочке, учит проявлять самостоятельность и ответственность.
Главная роль в организации деятельности класса отводится классному руководителю. Работа в данном коллективе построена таким образом, что и родители, и дети, направляют все свои силы на достижение одного результата – хорошей учебы и усвоение жизненных ценностей. Вместе с родителями классный руководитель организовывает разные мероприятия.
В этом учебном году, вся работа родителей, детского коллектива и классного руководителя будет направлена на развитие и сплочение. Также будет продолжена работа со слабо адаптированным учеником – Щербаковым Русланом. Будут проводиться мероприятия, которые помогут повысить интерес всего класса к русскому языку и литературному чтению.
Подпишитесь на свежие новости
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
- Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.
Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!
- Анонимно
- Профессионально