Содержание (кликните, чтобы открыть)
Рекомендации общего характера
Хотим мы этого или не хотим, но характеристика школьного класса (педагогическая характеристика класса) в первую очередь является официальным документом. А раз так, то произвольная форма изложения сведений в характеристике явно не подходит.
По возможности следует избегать беспорядочного нагромождения различных фактов. Документ должен быть четко структурирован. Изложение информации о коллективе школьного класса должно быть официально-деловым. При этом не следует перегружать текст характеристики излишним количеством канцеляризмов, с тем чтобы понять смысл документа мог не только составитель текста, но и человек, решивший с ним ознакомиться.
Правильно составленная педагогическая характеристика школьного класса должна основываться на трех китах принципах:
- Принцип комплексности;
- Принцип гуманизма;
- Принцип объективности.
По порядку разберемся, что есть что.
Принцип комплексности
Педагогу-психологу, равно как и классному руководителю школьного коллектива, в силу своих профессиональных обязанностей приходится писать немалое количество различных характеристик. Постепенно вырабатывается определенный штамп написания и, как следствие, документы получаются безликими и шаблонными.
В этом ничего хорошего нет, и от штампованных текстов следует избавляться как от вредной привычки. Потому что педагогическая характеристика на учащихся должна давать подлинную оценку ученикам, выявлять их сильные и слабые стороны. Тогда следующий педагог, прочитав такой документ, будет иметь достаточно полное и верное представление о том или ином учащемся и о классе в целом.
Прочтя же пресную безвкусную схоластику, новый учитель ничего толком не сможет понять, и ему придется заново открывать для себя личность каждого из учеников. На это может уйти немало времени, которое можно было с пользой потратить на что-нибудь более полезное и приятное для всех.
Информация в характеристике должна быть логичной и подаваться в определенной последовательности. Сведения о каждом из учеников должны в итоге создавать общую психологическую картину класса в целом.
Принцип гуманизма
Сведения, содержащиеся в педагогической характеристике на класс, должны быть непредвзятыми и объективными. Информация должна быть предельно толерантной и гуманной. Предвзятость – не лучший помощник при составлении психологической характеристики. Новый учитель, ознакомившись с такого рода документом, начнет выстраивать свои отношения с классом, опираясь на изначально искаженные сведения. Если он хороший педагог, то рано или поздно разберется. Но, опять же, много времени будет безвозвратно потеряно. Мы уже не говорим о том, сколько психологических травм может быть нанесено школьникам в процессе подобного «притирания».
Педагог, составляющий педагогические характеристики, должен руководствоваться главным гуманным принципом: не навреди!
Принцип объективности
При составлении психолого-педагогической характеристики педагог должен ясно понимать, что в зависимости от возраста учеников это будут разные документы. Принцип объективности заключается в том, что требования к ученикам младших классов существенно отличаются от тех, что предъявляются к ученикам старшего звена обучения. Возрастная психология должна быть своеобразной призмой, через которую пропускается любое явление, происходящее в коллективе учеников.
Образцы педагогических характеристик класса
Психолого-педагогическая характеристика учеников 5 «А» класса МОУ «Котовская Общеобразовательная Средняя Школа № 9»
Пример
В классе обучается 23 человека, из них 15 мальчиков и 8 девочек. В основном это дети 2005 года рождения. Два ребенка 2004 г. и один 2006 г. В неполной семье живут 2 ребенка (Страпонов С. и Фирсова С.).
В классе учатся 5 человек из многодетных семей (Погорова Е., Борин В., Сычев Д., Кожахметов И., Иванова М.). В целом дети проживают в нормальных семьях, где им уделяется достаточное внимание со стороны родителей. Есть двое учеников со склонностью к нарушению порядка и дисциплины (Сычев Д. и Абрецов А.). По результатам медицинского освидетельствования все дети не имеют проблем со здоровьем, за исключением частичного нарушения речи у некоторых учеников.
В классе 7 учеников имеют уровень успеваемости выше среднего (Погорова Е., Борин С., Семенов О., Бледных С., Туркина Л. Бурьянов И., Кулак Б.). 2 ученика имеют низкую успеваемость (Абрамов О., Ромась С.). Остальные учащиеся находятся на среднем уровне.
Преобладающий тип мышления – практическое и наглядно-действенное, что является нормой для детей этого возраста.
Есть ученики, выделяющиеся нестандартным мышлением, находчивостью и сообразительностью (Евстигнеева Н., Еременко С., Фатеев В.). Один ученик обладает феноменальной памятью (Мукоева А.).
Мальчики в классе активно занимаются спортом, многие посещают секции борьбы, бокса и спортивной ходьбы. Девочки увлекаются музыкой и домоводством. Многие ученики после уроков посещают различные кружки по интересам.
Класс активный. Ученики принимают деятельное участие в общественной жизни школы (собрания, концерты, театральные постановки). Многие увлекаются пением и рисованием. 3 человека имеют явные задатки лидеров (Погоров В., Иванова М., Селезнев М.).
Учебная мотивация в основном достаточно сильная. Тем не менее, на уроках желательно прививать некоторым детям интерес к отдельным предметам, поощрять дополнительные задания и уроки по тем дисциплинам, где еще имеются отставания от среднего уровня знаний. В целом учебный материал воспринимается детьми нормально. На уроках наблюдается активность, на переменах здоровая подвижность. Потенциал класса в целом – выше среднего уровня. Ребята дорожат честью класса; проявляют заинтересованность в преодолении трудностей для достижения успеха.
Совместная работа приносит общее удовлетворение. Коллектив класса сплоченный, атмосфера здоровая и доброжелательная. Большинство учеников в состоянии критически оценить результаты своей работы и работы одноклассников, хотя самокритичное отношение к недостаткам характера – явление довольно редкое.
На основании всего вышеизложенного, а также по результатам наблюдений, совместных и индивидуальных бесед можно с ответственностью констатировать: класс сильный, сплоченный, с хорошим уровнем успеваемости и учебной подготовки.
Образец педагогической характеристики класса 4 «А» на примере МОУ Усть-Лабинской начальной образовательной школы № 15
Пример
В 4 «А» классе в настоящее время обучаются 21 человек. 12 мальчиков и 9 девочек. 3 человека родились в 1999 г., 2 человека в 1997 г., остальные 1998 года рождения. 15 человек воспитываются в полных семьях. Бытовые условия проживания детей удовлетворительные. Всем им оказывается должное внимание, доброта и забота. 5 человек проживают в неполных семьях. 1 ребенок (Сивоконь Илья) находится под опекой своей бабушки. Двое ребят (Муковин Юра и Колесников Слава) проживают в многодетных семьях.
Дети в неполных и многодетных семьях проживают в нормальных условиях, им оказывается достаточное внимание и забота со стороны мам и бабушек. Из 21 учащихся 16 детей русской национальности, 3 ребенка азербайджанской и 2 еврейской национальности. 18 человек проживают в прилегающем к школе микрорайоне.
В целом физическое развитие и здоровье детей соответствует их возрасту. Но есть и часто болеющие дети (Коган Леша, Симеренко Настя, Мишин Костя). К большому сожалению, ребята посещают только лечебно-оздоровительные занятия, никто из них не занимается в спортивных кружках и секциях.
Три человека учатся в музыкальной школе (Семенов Олег, Петров Вася, Нарышкина Света). Художественную школу посещают двое (Молохов Илюша и Степанова Рита). В плавательный бассейн записаны 3 человека (Рамазанов В., Степаненко С., Вертухайло М.). 2 ученика занимаются вольной борьбой (Петров М., Мамедов И.).
Родители учеников отличаются друг от друга образованием, уровнем культуры, социальным статусом и родительской активностью. Их возраст и профессии самые разные.
В основном родители сознательно относятся к вопросам воспитания своих детей и положительно влияют на них. Деятельное участие в жизни ребенка, согласованность в вопросах совместного воспитания и требований в семьях находятся на должном уровне.
Многие папы и мамы поддерживают тесную связь с учителями и классным руководителем, консультируются с ними по вопросам воспитания и разрешения конфликтных ситуаций. Это так называемые благополучные семьи (далее следует перечень благополучных семей).
К сожалению, есть семьи, в которых воспитанию детей не уделяется должного внимания. Создается видимость благополучия и хороших отношений. На самом деле имеют место постоянные конфликты, несправедливые взаимные упреки и оскорбления. Царит атмосфера полного безразличия к судьбе маленького человека. К таким семьям требуется повышенное внимание со стороны педагогов и классного руководителя для восстановления нормальных отношений между ребенком и родителями и оздоровления семейного климата. (Перечень «проблемных» семей).
Пять учеников класса живут в семьях с низким уровнем дохода на каждого члена семьи. Три ученика проживают в хорошо обеспеченных семьях, остальные дети из семей со средним уровнем достатка.
Дети с ослабленным здоровьем (Коган Леша, Симеренко Настя, Мишин Костя) подвержены частым простудным и вирусным заболеваниям. Они требует повышенного контроля и внимания со стороны родителей и педагогов. Частые пропуски школьных занятий побуждают преподавателей школы к дополнительным учебным занятиям с ними для того, чтобы дети не отставали от товарищей в освоении школьной программы.
Есть ученики, «хронически» опаздывающие не только на занятия, но и на различные мероприятия (Погоров В., Милюков Е., Сабурбаева Т.). С ними и их родителями регулярно проводится разъяснительная работа по повышению уровня ответственности и обязательности.
В целом за 4 года обучения в классе сложился дружный и здоровый коллектив. Ребята помогают друг другу в учебе, принимают участие в судьбе товарища или подруги, переживают и поддерживают одноклассников в сложных ситуациях. Общие интересы, взаимопомощь и взаимовыручка являются характерными признаками этого класса.
Лидерами в 4 «А» классе являются Афанасьев С., Мещерякова М.
3 ученика класса требуют к себе повышенного внимания (Ведерников И., Сюткин М. Артадзе И).
Один трудновоспитуемый ученик с задатками отрицательного лидера (Ведерников В.) требует постоянного контроля преподавателей. С семьей проводится разъяснительная работа, но надежда, похоже, только на влияние здорового коллектива и педагогов.
В основном учащиеся класса добросовестно относятся к своим обязанностям ученика. Есть небольшая прослойка нерадивых троечников (Погоров В., Матюхин П. Селиванов А.), которых не интересует учебный процесс. Но лидеры вместе с активом класса уверенно контролируют их действия, и вмешательство со стороны пока не требуется.
Отношение к физическому труду у ребят разное. Кто-то с удовольствием добросовестно выполняет разного рода поручения, на кого-то необходимо затратить много времени и сил, чтобы заставить человека сделать хоть что-нибудь. Недостатки семейного воспитания здесь налицо. Частичное восполнение их происходит непосредственно в коллективе – более активные ребята своим примером заражают пассивных и, в общем, поставленная трудовая задача, как правило, выполняется.
Следует отметить, что практически все ученики принимают активное участие в общественной жизни школы и класса. С удовольствием готовят различные мероприятия для родителей, учителей и других учащихся.
Общее развитие учеников класса находится на среднем уровне. Спектр интересов довольно разнообразный. Дети с большим удовольствием приходят на уроки, принимают активное участие, выражают свое мнение по тому или иному вопросу, раскрываются с разных сторон.
План на следующий учебный год включает в себя продолжение работы по сплочению коллектива, формированию современного человека в аспекте взаимоотношений с окружающим обществом.
Характеристика интересов учащихся
Пример
Мои ученики относятся с разной степенью заинтересованности к своей учебной деятельности. Конечно, все они не прочь иметь достойные результаты, но не все готовы отдавать много сил для их достижения.
На занятия дети ходят с удовольствием, пропуски уроков без уважительных причин –явление довольно редкое. На уроке практически все ребята проявляют активность. Во внеклассных мероприятиях участие стопроцентное. К сожалению, не всегда хватает усидчивости и внимательности, но желание преодолеть трудности хорошо заметно, и это внушает оптимизм.
Из числа школьных дисциплин приоритетными являются: физика, математика, иностранный язык и литература.
В последнее время в классе началось массовое увлечение игрой в шашки.
Характеристика сплоченности коллектива класса
Пример
За истекший период прошлого учебного года и по сегодняшний день нынешнего стала заметной хорошая тенденция – ученики нашего класса стали очень дружным коллективом. Бросаются в глаза хорошие здоровые отношения между ребятами. Критические замечания выслушиваются со вниманием и желанием исправиться.
Психологический климат в любом коллективе во многом зависит от лидера. В нашем случае им стал Кандауров Сергей. Дети сразу приняли его авторитет, прислушиваются к его высказываниям и с удовольствием выполняют поручения.
Класс выступает как монолитный коллектив без разрозненных групп разного толка. Это притом, что все дети немного разные по характеру, воспитанию, благосостоянию семьи и еще ряду признаков. Есть дети самолюбивые (Кабаева Инна), ленивые (Трифонов Илья), склонные к агрессии (Семениди Рома). Но всех их объединяет общая цель и всеми признанный лидер класса.
Ученики любознательны и проявляют хорошую активность на уроках. Все преподаватели отмечают дисциплинированность класса на занятиях и после уроков. Это не мешает детям быть подвижными, активными. Внеклассные уроки танцев проходят с большим энтузиазмом. Такая же картина наблюдается на уроках рисования, физкультуры и химии.
Самый высокий показатель интеллекта в классе – у Михайлюка Сергея. Он пользуется заслуженным авторитетом среди учеников. Кроме того, Сергей оказывает деятельную поддержку лидеру класса, не претендуя при этом на первенство. Его приоритетом является физика и все, что с ней связано.
Характеристика семей учащихся
Пример
В основном ученики класса проживают в семьях полных и благополучных. Возраст их родителей – от 32 до 48 лет. Уровень образования – средний. Жилищные условия в таких семьях, как правило, вполне приличные. Практически все ученики имеют отдельную комнату для занятий и сна. Отношение родителей к преподавательскому составу и школе хорошее. Ученикам с их стороны оказывается помощь при выполнении домашних заданий и разъяснении непонятых тем. Практически все «благополучные» родители регулярно посещают родительские собрания и внеклассные мероприятия. Нормальные папы и мамы всегда заинтересованы в том, чтобы их ребенок учился хорошо и развивался разносторонне, поэтому дети не встречают препятствий ни в чем, что касается процесса обучения и внеклассных занятий в школе.
Дети, в свою очередь, уважительно относятся к своим родителям. С большим удовольствием готовят для них сувениры, подарки и художественные номера во время совместных мероприятий. Не всем ученикам учеба дается одинаково. И тем более приятно, когда родители проявляют максимум терпения в вопросах образования их ребенка, консультируются с преподавателями с целью оптимизировать процесс обучения.
Характеристика нравственности учеников и их эмоционального состояния
Факт
В целом в классе сложился здоровый сплоченный коллектив. Атмосфера дружеского участия при неудачах одноклассника помогает избежать стрессовых ситуаций. Каждый ученик вправе рассчитывать на помощь коллектива в трудную минуту.
Ложкой дегтя в бочке меда является не всегда адекватное поведение некоторых учеников (Михайлов Б., Харламов В., Петров В.). Ребята живут в неблагополучных семьях, после школы предоставлены самим себе, так как родители практически не обращают на них внимания. Коллектив класса и классный руководитель с трудом, но сдерживают положительный баланс в отношениях между учениками. Более того, в последнее время наметилась положительная тенденция: конфликтов постепенно становится меньше, а это вселяет надежду на победу дружного здорового коллектива.
В процессе обучения между учениками выработались дружелюбные товарищеские отношения без дерзостей и грубостей. Ребята жизнерадостные, энергичные и активные. С большим энтузиазмом участвуют в общественной жизни класса и школы сами и подтягивают тех, кто пытается остаться в стороне.
Характеристика коллектива ученического класса (класс творческий и активный)
Пример
В 5 «Б» классе обучается 21 человек. 11 мальчиков и 10 девочек. 1 ребенок из семьи малообеспеченной, 2 ученика (они являются родными братьями) из многодетной семьи. Детей из асоциальных или неполных семей в классе нет.
19 учеников обучаются с 1 класса вместе, 2 ученика прибыли в класс в этом учебном году. 18 учеников проживают в городе недалеко от школы, 2 человека добираются до школы на общественном транспорте, 1 из сельской местности, уезжает на выходные домой.
Класс сплоченный и дружный. Детей, имеющих серьезные нарушения здоровья нет. У некоторых учеников существуют небольшие проблемы со зрением. Освобождения от занятий физкультурой никому не требуется.
На конец учебного года в классе 4 отличника, 12 человек с хорошей успеваемостью.
За пять лет обучения в классе выделилась группа учеников, уровень познавательного интереса которых отличается более высокой степенью развития по сравнению с остальными учениками. Наблюдается ежегодный рост уровня знаний и здоровой активности в изучении дополнительных источников информации по профилю интересному каждому из членов этой группы.
Следствием полученной солидной базы знаний являются высокие места на ученических олимпиадах по самым разным дисциплинам, как на муниципальном, так и краевом уровне. Широкий кругозор и разносторонние интересы ребят из группы лидеров вызывают повышенный интерес остальных учеников.
Дело в классе находится для каждого желающего. В интернете постоянно проводится огромное количество различных онлайн-конкурсов: математическая олимпиада «Слон», молодежные чемпионаты (вплоть до чемпионата мира) по химии, физике, географии и IT-технологиям. Игра-конкурс «спасатели» (ОБЖ), онлайн-чемпионат России в игре «Изучи интернет и управляй им». Олимпиада по биологии (Эльбрус) и всероссийский онлайн-конкурс «ЁЖ» (русский язык). Девочки, члены элитной группы класса, приняли участие и получили главный диплом в конкурсе «Портфолио», проводимом в рамках школы. После этого одна из наших учениц безоговорочно победила на заочном областном конкурсе «Портфолио ученика – твой ключ к успеху в жизни».
Команда нашего класса неоднократно становилась победителем проекта на региональном уровне с привлечением специалистов международного уровня по IT-технологиям будущего («Новое поколение», «Современная видеопрезентация» «Корень исследования»).
В этом учебном году всероссийское общество «Мольберт и кисть» организовало онлайн-конкурс детских рисунков «Мой учитель. Взгляд глазами ребенка». Команда нашего класса заняла в нем почетное третье место среди участников-сверстников. На межрайонном конкурсе видеороликов «Осень, осень, ну давай у лета спросим…» победа осталась за нашими мальчиками, имеющими определенные практические навыки в размещении роликов на российских интернет-сайтах.
Перечислю конкурсы, в которых команда нашего класса приняла участие: Международный конкурс детского рисунка «Маленькая Радуга», Рождественский межрегиональный фестиваль «Тихая ночь, славная ночь», проводившийся в муниципальном образовании Горохово. Творческий сетевой межрегиональный конкурс «Пришла волшебница весна», дистанционный конкурс «Мерцание созвездий», школьный фестиваль электронных журналов с плейкастами, областной фестиваль инсценированной песни о металлургах. Недавно мы приняли участие в ставшей уже традиционной для нас региональной экологической акции «Берегите природу». Ребята очистили от мусора берег реки в районе места отдыха горожан.
Такое количество конкурсов, олимпиад и других мероприятий, в которых мы принимали участие, указывает на активность жизненной позиции учеников нашего класса, широком кругозоре и наличии солидной базы знаний у ребят.
Несколько человек, не останавливаясь на достигнутом, пошли в уже почти взрослую жизнь. В рамках школьного научного общества они вместе с учениками старших и выпускных классов принимают участие в разработке серьезных проектов и научно-практических конференциях, достойно представляя наш 5 «Б» класс.
Наряду с достижениями в области знаний и искусства у нас имеются неплохие спортивные результаты. Половина мальчиков и несколько девочек посещают различные спортивные секции и кружки. Активное занятие спортом помогает им в учебе, как по основной учебной программе, так и в рамках различных факультативных занятий, конкурсов и олимпиад. Команда наших учеников заняла 2 место на городских соревнованиях по баскетболу. Мы имеем призы на легкоатлетических и гимнастических турнирах.
Следует сказать и о неприятном. К сожалению, в классе имеются несколько учеников, которые ни к чему не проявляют интерес. Ни к учебе, ни к спорту, ни к общественной деятельности. Мы регулярно проводим беседы с ними и их родными. Например, родители Беленького Сергея были вызваны в школу 19 раз в течение учебного года. Примерно столько же раз были вызваны родители остальных. Сказать, что это возымело какое-то действие нельзя. Но мы не опускаем руки. И ребята и учителя постоянно опекают отстающих товарищей, личным примерам доказывая очевидные преимущества. Думаю, что результат не за горами.
Нельзя не сказать о родителях наших учеников. Родительский комитет нашего класса и многие другие папы и мамы участвуют в жизни класса самым активным образом. Организовываются совместные чаепития, готовятся подарки к праздникам, оказывается помощь в проведении различных мероприятий. В том числе и материальная. Практически все родители регулярно посещают школу, интересуясь положением дел своих отпрысков. Если говорить об этом языком цифр, то явка на родительские собрания достигает 75%. Это очень высокий показатель посещаемости.
Можно резюмировать следующее. Класс дружный, активный, сплоченный. Ребята спортивные, хорошо развиты творчески, успешно справляются с требованиями школьной программы и рядом дополнительных обязанностей. Вследствие этого атмосфера в классе здоровая и доброжелательная.
Выводы
Как уже говорилось в начале статьи, психолого-педагогическая характеристика класса является официальным документом. Документом серьезным и важным. От того, насколько неформально и объективно он составлен, во многом зависит дальнейшая жизнь сегодняшних учеников, будущих граждан нашей страны.
Если, согласно характеристике, в классе царит спокойная деловая обстановка, основное количество учащихся учатся нормально, выполняются общественные нагрузки, ведется дополнительная внеклассная работа, тогда можно быть спокойным за их судьбу. Остается только обратить внимание на отстающую часть класса, с тем, чтобы постепенно вытянуть их на достойный уровень.
Если же обстановка угрожающая, дети инертные, процесс обучения буксует, о дополнительных факультативах и речи быть не может, как и об общественной деятельности, то пора бить тревогу! Перенимать опыт хороших классов, привлекать родителей, психологов, словом, как-то начинать решать проблему. Но начать процесс оздоровления получится, если только классный руководитель или школьный психолог хорошо знают ситуацию в проблемном классе. И объективно составленная педагогическая характеристика класса в этом случае выступит в роли лакмусовой бумажки.
Поэтому не будем недооценивать важность психолого-педагогической характеристики.
Подпишитесь на свежие новости
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
- Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.
Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!
- Анонимно
- Профессионально